M104

Рядный 6-цилиндровый мотор объемом 2,8 или 3,2 литра. Существовала также AMG-версии объемом 3,6 литра. Двигатель имел два распредвала и по 4 клапана на цилиндр. На моторах без распределителя зажигания впускной распредвал оснащался муфтой с электрогидравлическим приводом для изменения фаз газораспределения. Изменение фаз происходило без плавной регулировки – только два крайних положения («раньше» — «позже»).

Номер двигателя набит с правой стороны блока цилиндров в передней части двигателя над площадкой кронштейна генератора.

В зависимости от типа и года выпуска мог оборудоваться системами впрыска LH, HFM или ME2.0. Нумерация цилиндров – начиная от цилиндра, ближнего к радиатору.

Порядок работы цилиндров — 153624.

Существовал еще один двигатель с индексом 104, заводское обозначение 104.900, который устанавливался на минивэны Vito. Но то была другая песня – у Мерседеса не было компактного мотора объемом 2,8 литра, пригодного для поперечной установки силового агрегата, и ничтоже сумняшеся туда вонзили фольксвагеновский мотор VR6 . Зачем присвоили индекс 104 уж наверно и сами не помнят.

Варианты моторов с впрыском LH снабжались системой зажигания EZL, неотъемлемой частью которой был распределитель зажигания (с крышкой и бегунком, установленными на передней крышке на носке впускного распредвала). Варианты с системами HFM и ME2.0 снабжались тремя спаренными катушками зажигания, каждая из которых работала на два цилиндра: 1-й с 6-м, 2-й с 5-м цилиндром, 3-й – с 4-м.

Мотор был крайне удачным, отлично уравновешенным. Но при всей свой надежности имел несколько врожденных дефектов:

  • течь масла из-под ГБЦ справа в районе 1-2 и 5-го цилиндров. Устранялось заменой прокладки головки блока;
  • течь масла по т.н. П-образной прокладке между блоком цилиндров и передней крышкой головки блока. Устраняется заменой прокладки;
  • течь масла по корпусу теплообменника масляного фильтра. Устраняется заменой уплотнений теплообменника.

M104.98 Photo:Daimler AG

M104.98 Photo:Daimler AG

M104.94/99 Photo:Daimler AG

Применимость

Тип мотора Шасси Мощность, кВт/об/мин Рабочий объем, см3 Степень сжатия
104.941 202.028 142/5500 2799 10,0
104.941 202.028 206/5750 3606 10,5
104.942 124.008,028,029,088 142/5500 2799 9,2
104.943 129.058 142/5500 2799 10,0
104.944 140.028 142/5500 2799 10,0
104.945 210.053 138/5500 2799 10,0
104.980 124.031,051,061,091 170/6200 2960 10,0
104.980 124.031,051,091 200/6500 3314 10,5
104.981 129.061 170/6200 2960 10,0
104.990 140.032,033 170/6200 3199 10,0
04.991 129.063 162/6200 3199 10,0
104.992 124.032,052,066,092 162/6200 3199 9,2
104.992 124.052,066,092 200/5750 3606 10,5
104.994 140.032,033 162/5500 3199 10,0
104.995 210.055 162/5500 3199 10,0
104.996 463.2 155/5500 3199 9,2

Моменты затяжки

  1. Болты крышек распредвалов М8х45 — 21 Нм
  2. Центральный болт шкива коленвала — с маркировкой «10.9» ( под болт устанавливались четыре тарельчатые шайбы )– 200 Нм + 90°; с маркировкой «8.8» (под болт устанавливалась коническая втулка )- 370 Нм
  3. Болты крепления шкива коленвала М8 х 48 – 25 Нм
  4. Болты клапанных крышек 10 Нм
  5. Болты ГБЦ: болты М8 – 21Нм; болты М12 – первый шаг 55 Нм, второй шаг доворот на 90°, третий шаг – еще доворот на 90°
  6. Болты М8 крепления передней крышки к блоку цилиндров
  7. Болты задней крышки – 10 Нм
  8. Болты масляного поддона: М6 – 10 Нм , М8 – 25 Нм
  9. Пробка масляного поддона М12 – 25 Нм или М14 – 30 Нм
  10. Болты крышек коренных подшипников: первый шаг 55 Нм, второй шаг – доворот на 90°
  11. Болт крепления маховика к коленвалу – 45 Нм + 90°; До мая 1995 года устанавливались болты М10х1 с канавкой и 12-гранной головкой. Длина болта нового 22+0,2 мм; максимальная вытяжка – 22,5 мм. Диаметр канавки нового болта 8,5-0,2 мм, при максимальной вытяжке 8,0 мм. После мая 1995 года стали устанавливаться болты с внутренним TORX. Эти болты необходимо менять при каждой операции снятия-постановки маховика или опорной пластины.
  12. Болты и гайки впускного коллектора 25 Нм
  13. Гайка выпускного коллектора 20 Нм
  14. Свеча зажигания 28 Нм
  15. Болт крепления стартера 42 Нм; гайка крепления клеммы 30 к стартеру 14 Нм, клеммы 50 — 6 Нм
  16. Болт крепления генератора 42 Нм; гайка крепления клеммы В+ к генератору 15 Нм, клеммы D+ 4 Нм, гайка шкива генератора 80 Нм
  17. Болты шатунных крышек. Длина нового болта 52-0,3 мм, максимально вытянутого – 52,9 мм. Для болтов двигателей 104.98 выпуска до 11/90 момент затяжки 30 Нм + доворот на 90-100°; для болтов двигателей выпуска с 11/90: новых 40 Нм + доворот 90-100°, ранее стоявших – 30 Нм + доворот 90-100°.